БК

Оптимизировать расходы времени и денег

Что мы советовали нашим клиентам для оптимизации расходов

Андрей Мисюрев
Бременские консультанты
Когда клиенты нам ставят задачу собрать больше пожертвований и увеличить доход, мы параллельно ставим им задачу сократить расходы. Это проще, чем увеличить доход. Чтобы найти такие решения, мы расспрашиваем клиента об устройстве его работы — и со стороны видим возможности для оптимизации. И это тоже часть нашего сопровождения.

Дарья Манина
Комитет «Гражданское содействие»
В НКО люди привыкли брать на себя большие объемы работы и делать, что называется, все и сразу. Нет такой практики — привлекать для решения каких-то задач профессионалов не из мира благотворительности или отдавать выполнение части работы на аутсорс. И когда вдруг приходит человек и говорит, мол, попробуйте, ребята, это удобно, сначала автоматически включается сопротивление, а потом становится смешно — почему же раньше так не сделал!

Иногда за выполнением ежедневных задач забываешь отойти в сторону и посмотреть на картину целиком. Может, где-то уже можно оптимизировать какие-то процессы, а где-то — пересмотреть подход к решению проблемы.
Узнать откуда приходят сторонники
и не делать лишнее
На подготовку материалов в СМИ об организации могут уйти часы работы пресс-секретаря, а то и нескольких сотрудников. При этом можно никогда не узнать, какую пользу принесла подготовка этого текста/видео: ни количество сторонников, ни число пожертвований, ни влияние на репутацию.

Мы предложили «Гражданскому содействию» определять с помощью UTM-меток, с какого материала приходят сторонники, а какие статьи проходят в этом плане бесследно. Сократили количество усилий при посеве статей, при этом увеличили эффективность и цитируемость. За год медиаиндекс организации увеличился на 50%. Теперь мы знаем точно, какие статьи положительно влияют на создание репутации, а какие — для привлечения сторонников. Не делаем лишнее.
Медиаиндекс
МедиаИндекс — показатель системы Медиалогия, позволяющий качественно проанализировать эффективность PR.

Индекс рассчитывается автоматически с применением технологий лингвистического анализа по методике, разработанной компанией «Медиалогия» совместно с учеными-математиками и аналитиками масс-медиа и PR.
Оптимизировать расходы на внештатных специалистов
Службе психологической помощи для сотрудников благотворительных организаций и волонтёров «Вдох» предложили начать работать с внештатными психологами как с самозанятыми — до этого за них платили страховые взносы и отчисления по договорам ГПХ.

Это сэкономило время и деньги на оформлении налоговых выплат. Они составляли 40% от стоимости услуги для клиентов. Теперь организация смогла начать иначе формировать цену и больше ресурсов направлять на административные расходы. Благодаря этому взяли в штат координатора волонтеров на полставки. Раньше такой возможности не было.
Просить скидки на сервисы
Например, для Российской ЛГБТ-сети мы получили скидку на сервис чата психологической помощи — 33%. Просто попросили об этом, написав письмо компании-оператору.

Подсказали «Гражданскому содействию» попросить такую же скидку на рассылку, а потом — более дешевый сервис рассылки. Это касается в принципе любых сервисов: для вас попросить их о скидке — бесплатно, а у компаний есть возможности снизить цену и поддержать общественную организацию.
Сэкономить на рекламе
Если прицельно настроить существующую рекламу в соцсетях, то можно сэкономить денег. Для этого нужно больше знать о своей аудитории, проанализировать имеющиеся данные — и таргетировать рекламу на тех, кто уже поддерживал организацию, интересовался ее проектами или похож на вашего сторонника. Так при меньших бюджетах (а то и совсем бесплатно, если получить рекламный грант от соцсети), мы получаем больше переходов.

Сократили расходы «Гражданского содействия» на рекламу в Фейсбуке с 15-25, иногда даже 50 рублей за действие до 0,5-8 рублей.
Получить помощь от Google
Помогли «Общественному вердикту» перейти на Gmail для НКО. Сэкономили им 1060 евро в год на 17 аккаунтах сотрудников. В дополнение к этому подключили бесконечное файловое хранилище. По деньгам этот совет окупил полгода нашего сопровождения.

Рассказали про программу поддержки для НКО Google for nonprofits, помогли получить грант на контекстную рекламу в поисковике для ОГОН и правозащитного центра «Мемориал». Помогли ее настроить, и теперь они привлекают через эту рекламу сторонников и экономят от 1000 до 10 000 евро в месяц.
Делегировать тем, кто сделает быстрее
«Гражданскому содействию» посоветовали платить фрилансерам за статьи. По 1-2 тысяче за подготовку текста об одном направлении деятельности. Это выгоднее, чем тратить время сотрудника, который занимается PR, или волонтеров, которые вечно теряются. Для «Гражданского содействия» это решение не сработало (из-за юридической специфики на редактирование готовых текстов уходило много времени), но для других организаций может быть полезным.
Экономить на предоплате сервисов
Службе психологической помощи «Вдох» предложили перейти с помесячной оплаты хостинга сайта на ежегодную. Раньше платили за месяц по 750 рублей, на новой системе оплаты получается 500 рублей. Это позволило организации сэкономить 3000 рублей за год.

Это небольшая, но экономия — и времени (плачу один раз в год вместо 12), и денег. Вроде бы, копеечка, но это копеечка, которую можно потратить на что-то другое, в том числе на развитие и на те статьи расходов, которые сложно закрываются.
Ольга Сорина
Руководитель службы психологической помощи для сотрудников благотворительных организаций и волонтёров «Вдох»
Поделиться с друзьями
Еще примеры
Это не было лекцией или обучением. По делу и без воды. Я получила по пунктам план действий: что стоит делать, а от чего наоборот — стоит отказаться.
Юлия Фролова, Комитет против пыток

Попробовать сопровождение

Начнем с бесплатной встречи, чтобы вы увидели пользу для своей организации