АНО «До 16 и старше», мегион

Стать центром добровольчества в городе

Как привлечь больше волонтеров, которые захотят помогать регулярно и приводить друзей
Работа с нами для ресурсного центра «До 16 и старше» из Мегиона началась с их победы в конкурсе региональных НКО. То есть изначально мы были для них призом, доставшимся сверху, а нашим заказчиком был фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры».

Вместе с руководителем и командой «До 16 и старше» мы прошли путь от сопротивления в работе до совместного проекта на конкурс губернатора Ханты-Мансийского округа.

Мы нашли для организации новую роль, в которой она становится главным центром волонтерства в Мегионе. Эту же модель руководство региона хочет использовать и в других городах Ханты-Мансийского округа.
Контекст
«До 16 и старше» с 2011 года занимается добровольчеством в небольшом Ханты-мансийском городе Мегион.

Исторически сложилось, что организация привлекала как волонтеров молодежь и школьников в учебных заведениях. Постепенно к помощи стали подключаться и взрослые люди, особенно во время коронавирусной пандемии.

Для команды встал вопрос «Как мы можем поддержать интерес людей, которые занимаются добровольчеством, чтобы они продолжали это делать регулярно?»

В результате хотим видеть больше людей, которым интересно добровольчество, что люди остаются добровольцами, чаще подключаются сами и приводят друзей.
Поняли аудиторию,
чего хотят горожане
Первым удивлением команды было то, что участников программы волонтерства много — раньше организация не воспринимала как значимую для себя каждую из этих аудиторий.

Мы составили собирательные портреты представителя каждой аудитории на основе общения с реальными людьми. Определили боли и выгоды каждого действующего лица, чтобы придумать, как мы можем удовлетворить их.
Список аудиторий и портреты позволят команде помнить о выгодах, которые люди ожидают получить, и сложностях, которые хотят избежать
Сначала у меня было непонимание — что такое: разговоры, разговоры, какие-то эскизы, бумажки. Что мы вообще делаем? А в итоге все сложилось по полочкам. Интереснее всего было разговаривать с людьми. С горожанами, которые потом будут участвовать в развитии нашей стратегии. Мы до этого обсуждали все в команде, выявляли проблемы, как решить их придумывали — а тут люди нам подсказывали.

Лилиана Загидуллина, координатор проекта
Собрали озарения
Общаясь с людьми, команда увидела озарения, которые раньше не учитывала в своей работе. Это стало переломным моментом принятия новой модели работы.
Это могло быть у вас в почте
Подборка возможностей руководителю и фандрайзеру некоммерческой организации
полезная рассылка
Предложили «конкурентов» сделать партнерами
Мы увидели новую роль «До 16 и старше»: организация станет городским центром добровольчества. Она перестанет повторять действия других организаций в городе, а перейдет на следующий уровень и начнет делать то, чего еще никто в городе не делает — займется координацией, привлечением и поощрением.

В новой модели «До 16 и старше» сделает своими клиентами добровольцев, волонтерские движения, руководителей бюджетных организаций с запросом на добровольцев, местные сообщества и инициативы, поддерживающие добровольчество.
«Это было очень необычно. Мы увидели другую перспективу для этого направления: не наше событийное, исторически сложившееся волонтерство, а системное, с привлечением самых разных людей. Мы как будто с нуля создали систему».

Дмитрий Цыбенко, соучредитель «До 16 и старше»
Выяснили как говорить
на языке волонтера
Мы протестировали на людях разные языки, которыми говорит вакансия волонтера, чтобы найти наиболее привлекательный способ убеждать их откликаться чаще.
Вакансии волонтеров в городских сообществах хотят говорить языком человека и подходить людям без опыта
Например, волонтеры чаще откликаются на публикации без канцеляризмов, и те, что описывают характер человека, который они легко могут узнать в себе.
Мы показали команде, как визуальный язык и ориентированность на выгоду человека влияют на его вовлеченность. Составили современные шаблоны вакансий для волонтеров.
Вакансия волонтера перестала пахнуть бюрократией и стала говорить на языке выгоды волонтера
Объяснили как поддерживать привычку добровольцев возвращаться
Мы нашли вещи, которые влияют на мотивацию волонтера помогать регулярно. Убедились, что их можно сделать в Мегионе: организации подтвердили готовность участвовать, а администрация — выделять бюджеты.

Например, волонтеры хотят, чтобы их вклад отметили перед другими, чтобы похвалили лично на мероприятии, где есть еда, друзья и веселье. Но, оказалось, что этого пока никто еще не делает. Привычки нет.

На мастерскую пригласили мэра города Олег Дейнека, которому особенно понравилась идея поощрять добровольцев на мероприятии.
«Любые действия, если они направлены на благо города, на благо жителей или сделанные ради достойных вещей должны быть награждены. Поэтому я их поддерживаю: необходимо разработать знак волонтера, сделать положение о поощрении волонтеров благодарственными письмами, или даже, по возможности, материальной суммой», — сказал мэр Мегиона.

В начале работы с вами я испытывал жуткое раздражение, что нас не понимают, у меня было чувство, что мы движемся не туда и не так. Только на третьей неделе у меня случился инсайт, зачем все это нужно — и тут я очень пожалел, что не записывал наши первые встречи. Понимаю, что когда брыкался, упустил какие-то важные вещи.
Май − Октябрь 2021
Сергей Сапичев
Руководитель АНО «До 16 и старше»
команда
Развитие благотворительности
Как некоммерческие организации накапливают благотворителей и взращивают команду