БК
АНО «До 16 и старше», мегион

Стать центром добровольчества в городе

Как привлечь больше волонтеров, которые захотят помогать регулярно и приводить друзей
Работа с нами для ресурсного центра «До 16 и старше» из Мегиона началась с их победы в конкурсе региональных НКО. То есть изначально мы были для них призом, доставшимся сверху, а нашим заказчиком был фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры».

Вместе с руководителем и командой «До 16 и старше» мы прошли путь от сопротивления в работе до совместного проекта на конкурс губернатора Ханты-Мансийского округа.

Мы нашли для организации новую роль, в которой она становится главным центром волонтерства в Мегионе. Эту же модель руководство региона хочет использовать и в других городах Ханты-Мансийского округа.
Погрузились в контекст и изучили текущую стратегию
«До 16 и старше» с 2011 года занимается добровольчеством в небольшом Ханты-мансийском городе Мегион.

Исторически сложилось, что организация привлекала как волонтеров молодежь и школьников в учебных заведениях. Постепенно к помощи стали подключаться и взрослые люди, особенно во время коронавирусной пандемии.

Для команды встал вопрос «Как мы можем поддержать интерес людей, которые занимаются добровольчеством, чтобы они продолжали это делать регулярно?»

В результате хотим видеть больше людей, которым интересно добровольчество, что люди остаются добровольцами, чаще подключаются сами и приводят друзей.
Поняли аудиторию,
чего хотят горожане
Первым удивлением команды было то, что участников программы волонтерства много — раньше организация не воспринимала как значимую для себя каждую из этих аудиторий.

Мы составили собирательные портреты представителя каждой аудитории на основе общения с реальными людьми. Определили боли и выгоды каждого действующего лица, чтобы придумать, как мы можем удовлетворить их.
Список аудиторий и портреты позволят команде помнить о выгодах, которые люди ожидают получить, и сложностях, которые хотят избежать
Сначала у меня было непонимание — что такое: разговоры, разговоры, какие-то эскизы, бумажки. Что мы вообще делаем? А в итоге все сложилось по полочкам. Интереснее всего было разговаривать с людьми. С горожанами, которые потом будут участвовать в развитии нашей стратегии. Мы до этого обсуждали все в команде, выявляли проблемы, как решить их придумывали — а тут люди нам подсказывали.

Лилиана Загидуллина, координатор проекта
Общаясь с людьми, команда увидела озарения, которые раньше не учитывала в своей работе. Это стало переломным моментом принятия новой модели работы.
Испортили термин «волонтер»
Слово «волонтер» в Мегионе имеет неприятную коннотацию, что усложняет привлечение добровольцев. Сейчас волонтерство ассоциируется с принуждением. Например, «волонтер переписи». Нет или совсем мало настоящих вакансий для добровольцев.
Вроде надо, а вроде и не надо
Люди, которые привлекают добровольцев, сами не всегда понимают, зачем добровольцы занимаются этим. Понимают, когда приходят помогать нуждающимся или инвалидам, понимают событийное волонтерство в Сочи, но не понимают, зачем волонтерить в библиотеке или театре. Не воспринимают волонтерство как вид досуга и желание сделать что-то хорошее.

С одной стороны звучало «Это никому здесь не надо», а с другой стороны мы видим примеры большого числа добровольцев и сообществ, которые помогают другим потому, что их душа это просит. Потому что людям приятно вместе заниматься общественно полезным делом и чувствовать себя молодцом. Для кого-то это первый опыт работы.
Героем быть согласен, координатором — нет
Почти каждый человек, с которым мы говорили в Мегионе, готов поддерживать добровольчество и понимает ценность от этого. Руководители организаций готовы принять волонтеров, лидеры волонтерских инициатив хотят поощрять и рассказывать о волонтерах, готовы к сотрудничеству с другими, делить волонтерами. Когда речь идет о помощи, все готовы.

Но они перестают гореть энтузиазмом, когда речь заходит о координировании и организации: поиске инвентаря, поиске и описании возможностей для добровольцев, поиске поощрений и наград, написании статей, проведении торжества и развлекательных мероприятий для волонтеров.
Не оформлены возможности для волонтеров
Во время живой беседы представители разных организаций быстро и легко рассказали, что у них есть несколько вариантов, где можно поучаствовать добровольцам без специального образования. Но они никогда не оформляли это письменно в виде возможности, не проявляли заботу о потенциальных волонтерах.
Одна возможность — несколько получателей
Мы увидели, что возможности для разных организаций повторяются. Это приводит к тому, что можно создать одну вакансию добровольца на город. Не стоит плодить возможности от каждой организации, лучше изучить спрос и найти такие возможности, в которых учитываем потребность нескольких организаций. Это даст регулярную загрузку для волонтеров. Например, многим нужен пеший курьер — значит, можно найти общего пешего курьера и обращаться к нему от разных организаций, когда у каждой из них будут появляться подходящие просьбы.
Предложили работать с «конкурентами» сообща
Мы увидели новую роль «До 16 и старше»: организация станет городским центром добровольчества. Она перестанет повторять действия других организаций в городе, а перейдет на следующий уровень и начнет делать то, чего еще никто в городе не делает — займется координацией, привлечением и поощрением.

В новой модели «До 16 и старше» сделает своими клиентами добровольцев, волонтерские движения, руководителей бюджетных организаций с запросом на добровольцев, местные сообщества и инициативы, поддерживающие добровольчество.
«Это было очень необычно. Мы увидели другую перспективу для этого направления: не наше событийное, исторически сложившееся волонтерство, а системное, с привлечением самых разных людей. Мы как будто с нуля создали систему».

Дмитрий Цыбенко, соучредитель «До 16 и старше»
Выяснили как говорить
на одном языке
Мы протестировали на людях разные языки, которыми говорит вакансия волонтера, чтобы найти наиболее привлекательный способ убеждать их откликаться чаще.
Вакансии волонтеров в городских сообществах хотят говорить языком человека и подходить людям без опыта
Например, волонтеры чаще откликаются на публикации без канцеляризмов, и те, что описывают характер человека, который они могут узнать в себе.
Показали как вызвать желание откликнуться на призыв
Показали команде, как визуальный язык и ориентированность на выгоду человека влияют на его вовлеченность. Составили современные шаблоны вакансий для волонтеров.
Вакансия волонтера перестала пахнуть бюрократией и говорит на языке выгоды волонтера
Объяснили как поддерживать привычку добровольцев возвращаться
Мы нашли вещи, которые влияют на мотивацию волонтера помогать регулярно. Убедились, что их можно сделать в Мегионе: организации подтвердили готовность участвовать, а администрация — выделять бюджеты.

Например, волонтеры хотят, чтобы их вклад отметили перед другими, чтобы похвалили лично на мероприятии, где есть еда, друзья и веселье. Но, оказалось, что этого пока никто еще не делает. Привычки нет.

На мастерскую пригласили мэра города Олег Дейнека, которому особенно понравилась идея поощрять добровольцев на мероприятии.
«Любые действия, если они направлены на благо города, на благо жителей или сделанные ради достойных вещей должны быть награждены. Поэтому я их поддерживаю: необходимо разработать знак волонтера, сделать положение о поощрении волонтеров благодарственными письмами, или даже, по возможности, материальной суммой», — сказал мэр.

В начале работы с вами я испытывал жуткое раздражение, что нас не понимают, у меня было чувство, что мы движемся не туда и не так. Только на третьей неделе у меня случился инсайт, зачем все это нужно — и тут я очень пожалел, что не записывал наши первые встречи. Понимаю, что когда брыкался, упустил какие-то важные вещи.
Май − Октябрь 2021
Сергей Сапичев
команда
Как повысить доверие к вашей организации?
С какой бы проблемой вы ни столкнулись, не нужно решать ее в одиночку
читать еще