ФОНД «ЗВЕЗДНЫЙ ПОРТ», ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Инклюзивное пространство, которое окупается

Как запустить инклюзивное пространство, которое за три месяца начнет окупать издержки и приносить прибыль
Фонд «Звездный порт» с 2011 года помогает детям и пенсионерам. Финансирование фонда было нестабильно и зависело от грантов. Когда администрация города выделила помещение, команда искала идею, как выгодно его использовать.

Фонд хотел запустить пространство для отдыха мам, которое бы пользовалось спросом у людей, окупало издержки и приносило регулярный доход.
срок, за который доходы программы начали превышать расходы
2 мес.
вошла в десятку лучших проектов за 10 лет истории премии гражданская инициатива
ТОП10
в РЕЗУЛЬТАте
премия гражданская инициатива 2018 в номинации «Семья будущего» в составе программы «МАМЫ»
#1
Нашли идею программы,
которая греет команду
У организации не было идей, как использовать помещение, которое ей досталось от города. Поэтому мы начали с поиска потребности, которая есть на фоне, но о ней почему-то не задумываются. В поисках решили отталкиваться не от ресурса, а от проблемы.
Какая в мире есть несправедливость, с которой вы больше не хотите мириться? С этого вопроса, я помню, и полилось: «Да мы выгораем, да мы нормальные, да мы просто очень сильно устаем. Нам нужно где-то подзаряжаться…»

Настя Фатеева, Стратег
В команде есть мамы детей с инвалидностью. В городе таких родителей много, некоторые из них — благополучатели фонда.

Родители сталкиваются с сильной проблемой выгорания. Мамы выключаются из социальной жизни. Они боятся оставить ребенка дома одного, не могут работать, их круг общения сужается до родителей с похожими проблемами. Каждый день как «день сурка».

Команда поняла, что в городе не хватает места для отдыха и подзарядки, где мамы расширят круг общения и социализируются. Пространство должно быть инклюзивным, чтобы каждая мама могла взять ребенка с собой.
Выяснили, чего хотят люди
и доработали идею
Мы провели опрос, чтобы выяснить интерес и потребность родителей в инклюзивном пространстве для отдыха. Родители детей без особенностей развития озвучили страх, что их детям будут уделять в таком пространстве меньше внимания, а чужая беда смутит. Они готовы прийти один раз, но не готовы приходить постоянно.

Команда считала важным, чтобы все родители проводили время вместе и общались. Поэтому мы сфокусировались не на различиях, а на схожих чертах одних и других родителей. Всем не хватает времени на себя, все беспокоятся о детях, всем знакомо выгорание.
Сайт Батарейки — ресурсного места для мам
Так появилась идея «Батарейки» — ресурсного места для мам. От инклюзивного формата не отказались, но рассказывать о пространстве решили с акцентом на потребности похожих родителей, а не разных детей.
Создали рабочую
версию программы
Мы вдохновились аналогичными пространствами для родителей и описали формат мероприятий. Остановились на сюжетно-ролевых играх и спортивных занятиях — в обоих дети и родители будут участвовать вместе. Для полноты программы добавили вебинары о ресурсных состояниях для родителей.

Вебинары и сюжетно-ролевые игры будет вести руководитель фонда — она квалифицированный психолог со стажем. В сообществе родителей особых детей нашли тренера Викторию. Она ушла из профессии, чтобы ухаживать за сыном с ДЦП. Для Батарейки Виктория подобрала упражнения, которые можно делать вместе с малышом.
Я попросила команду подготовить анонс спортивных мероприятий. В тексте был заголовок: «Спорт вместе с мамой». Но «спорт вместе с мамой» — это про кого, кто это говорит? Это спорт для ребенка вместе с мамой, мама здесь вторична, а мы хотели наоборот. С помощью таких вопросов я помогала команде сделать свои намерения очевидными. Простые советы, но с ними все лучше работает, люди начинают тебя понимать.

Настя Фатеева, Стратег
Протестировали идею до официального запуска
Организация под нашим менторством начала продавать занятия в «Батарейке» первым клиентам. Анонсы разместили в социальных сетях фонда и в городском родительском сообществе в «ВКонтакте». Стоимость каждого занятия установили от 200 до 300 рублей.

Нам было важно провести пробные мероприятия до того, как создадим сайт и официально объявим о запуске в СМИ. Тестирование помогло проверить интерес к форматам, отрепетировать программу и скорректировать цену.

Первая реакция клиентов подтвердила спрос и мы перешли к официальному запуску. Собрали сайт с расписанием и записью, оформили группу в «ВКонтакте». Составили с командой план постов по дням недели и потренировали писать тексты.
Это могло быть у вас в почте
Подборка возможностей руководителю и фандрайзеру некоммерческой организации
полезная рассылка
Результаты
«Батарейка» вышла на окупаемость со второго месяца работы после официального запуска. На третий получила небольшой доход, который команда использовала для помощи четырем благополучательницам фонда.

Успехи на 2022 год:
  1. «Батарейка» вышла на самофинансирование;
  2. Программа обрела пространство и его оборудовали: есть место для консультирования, групповой работы и сенсорная комната для восстановления и релакса.
  3. Проект масштабировался — помогает не только мамам неизлечимо больных детей, а всем мамам, кто устал.
  4. Услугами воспользовались более 400 женщин.
  5. Группа, которую мы помогли создать, увеличилась на 1500 человек.

Настя — локомотив и вдохновитель. Она прочувствовала нашу команду, поняла нас и была с нами на одной волне. Трех месяцев нам хватило, чтобы понять задачу, получить базу и взять правильный вектор.
Наталья Тихонова, Анастасия Иевлева
Стратег Настя Фатеева
Ментор Андрей Мисюрев
Татьяна Чернева, руководитель фонда «Звездный порт»
командА
Апрель 2018 − Июнь 2018
Отзыв команды
Развитие благотворительности
Как некоммерческие организации накапливают благотворителей и взращивают команду